Сегодня 21 сентября 2017 года
Для слабовидящих
Баннер

О возможных вариантах досудебного урегулирования споров/ Интервью

PDFПечатьE-mail

Российская Федерация является динамично развивающимся правовым государством. Одной из характерных черт современной России является активная внешнеторговая позиция, которая должна сопровождаться четкой работой механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, многообразие используемых инструментов и средств которого должно отвечать целям и задачам, стоящим перед государством, предусматривающим как содействие внешней торговле, защите экономических интересов государства, так и обеспечение соблюдения прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности. В этой связи таможенным законодательством Таможенного союза и Российской федерации для участников ВЭД предусмотрен, помимо судебного порядка отстаивания прав и законных интересов, еще и досудебный порядок обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов или их должностных лиц. О возможных вариантах досудебного урегулирования споров, рассказывает начальник правового отдела Внуковской таможни Анна Руденко.

1. Анна Владимировна, как уже неоднократно отмечалось одной из основных задач, как государства, так и таможенных органов является содействие внешней торговле одновременно с обеспечением соблюдения экономических интересов государства, в связи с чем, зачастую интересы участников внешнеэкономической деятельности, физических лиц, пересекающих таможенную границу, не совпадают. Как известно, указанные лица имеют право обжаловать любые решения, действия (бездействие) таможенных органов в судебном порядке, однако таможенным законодательством предусмотрено право данных лиц также обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц непосредственно в вышестоящий таможенный орган по отношению к таможенному органу, решение, действие (бездействие) которого, по его мнению, нарушает его права, законные интересы. Каковы основные преимущества досудебного отстаивания прав и законных интересов?

- как Вы отметили, действительно, участники ВЭД имеют право как на судебное отстаивание своих прав, законных интересов, так и на досудебное. Причем, таможенные органы также стремятся снизить число отменных в судебном порядке неправомерных решений/действий путем применения внутриведомственных процедур. В связи с чем, в настоящее время ведется активная работа по совершенствованию данного механизма с целью его эффективного применения, как по направлению рассмотрения жалоб, так и посредством, так называемого, ведомственного контроля деятельности таможенных органов.

Несмотря на то, что большинством судебный порядок отстаивания своих интересов рассматривается как наиболее действенный способ, однако он также связан с определенными издержками. Например, требования к содержанию и оформлению жалобы в вышестоящий таможенный орган намного доступнее и проще, чем требования к исковому заявлению. Если сроки рассмотрения дел в арбитражных судах составляет три месяца, и по мотивированному заключению судьи данный срок может быть продлен, то срок рассмотрения жалобы в таможенном органе составляет месяц, который может быть продлен, только на срок не более, чем на месяц. Преимуществом досудебного обжалования решений/действий таможенного органа или его должностного лица также является сжатые сроки исполнения решения по жалобе: в случае удовлетворения жалобы действия по реализации решения по жалобе должны быть совершены в течение 10 рабочих дней, если в решении не указан иной срок исполнения.

Кроме того разбирательство в суде требует личного присутствия при рассмотрения дела, что также приводит к дополнительным временным и трудовым затратам со стороны лица, обжалующего решение или действие таможенного органа.

В случае если таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по основаниям, закрепленным в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», то в ограниченные сроки, а именно в течение 5 рабочих дней со дня получения таможенным органом жалобы, он должен направить заявителю мотивированный письменный отказ.

2. Есть ли определенный порядок, в соответствии с которым лица, обжалующие решения/действия таможенного органа, должны совершать определенные действия?

- порядок подачи и рассмотрения жалоб на решение, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц регулирован главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В данной главе Федерального закона закреплены требования, несоблюдение которых влечет отказ со стороны таможенных органов в рассмотрении жалобы по существу; установлен срок, в течение которого может быть обжаловано решение/действие, порядок восстановления данного срока, в случае его пропуска по уважительной причине; также установлены требования к форме и содержанию самой жалобы, требования подтверждения полномочий лица, подписавшего жалобу.

Таким образом, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень требований, которые необходимо соблюсти лицу, обращающемуся с жалобой, и оснований для отказа в рассмотрении по существу.

3. Таким образом, лица, считающие, что какое-либо решение/действие таможенного органа нарушает их права и законные интересы, имеют право обратиться с жалобой в вышестоящий таможенный орган?

- в целом да, только необходимо отметить, что предметом обжалования могут быть не любые решения/действия, а только решение/действие, принятое/совершенное в области таможенного дела. Если предметом жалобы является акт таможенного органа или его должностного лица, не являющегося решением в области таможенного дела, в рассмотрении жалобы отказывают.

Например, можно обжаловать решение таможенных органов о корректировке таможенной стоимости, по классификации товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, об отказе в выпуске товаров, действия либо бездействие таможенных органов, связанных с декларированием товаров. При проведении таможенного контроля может быть назначена таможенная экспертиза, решение о назначении таможенной экспертизы может быть обжаловано в рамках главы 3 Федерального закона, в свою очередь заключению по результатам таможенной экспертизы не может быть дана оценка в рамках рассмотрения жалобы или ведомственного контроля, т.к. заключение не является решением в области таможенного дела, а представляет собой документ, содержащий результаты проведенного исследования и вывод таможенного эксперта.

4. Неоднократно вы упомянули про ведомственный контроль. Что данный механизм собой представляет, и в каких случаях применяется?

При поступлении в вышестоящий таможенный орган информации, позволяющей усомниться в правомерности принятого решения или совершенного действия (бездействия), т.е. при наличии, так называемых, поводов, вышестоящий таможенный орган должен своевременно отреагировать на такую информацию и проверить решение на соответствие таможенному законодательству таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

Поводы, в свою очередь, по источнику возникновения можно разграничить на внешние и внутренние.

К внешним поводам можно отнести обращения граждан, государственных органов, органов прокуратуры, исковые заявления, определения судебных органов, поступившие в таможенный орган, в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, жалобы, в рассмотрении которых отказано по существу, при наличии определенных оснований, указанных в главе 3 Федерального закона.

Соответственно, внутренние поводы могут возникнуть при осуществлении таможенными органами деятельности, направленной на реализацию основных функций таможенных органов.

Задача таможенных органов – обеспечение соблюдения таможенного законодательства. «Стратегией развития таможенных органов Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, определено повышение уровня законности принимаемых таможенными органами решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Особой функцией правовых подразделений таможенных органов является контроль соблюдения законности при принятии решения, совершении действий. В связи с чем, в настоящее время правовые подразделения таможенных органов ведут работу по совершенствованию механизмов внутриведомственного контроля с целью снижения числа отмененных в судебном порядке неправомерных решений/действий.

Вложения:
ФайлРазмер файла
Скачать файл (блок-схемы.pptx)блок-схемы.pptx91 Kb