Сегодня 14 ноября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Баннер
Баннер
Баннер

Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

PDFПечатьE-mail

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 
                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
 
    Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов
               и проектов нормативных правовых актов
 
    Принят Государственной Думой                   3 июля 2009 года
    Одобрен Советом Федерации                      7 июля 2009 года

(В редакции федеральных законов от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ; от 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)

     Статья 1
 
     1. Настоящий   Федеральный   закон  устанавливает  правовые  и
организационные  основы  антикоррупционной  экспертизы  нормативных
правовых  актов  и  проектов  нормативных  правовых  актов  в целях
выявления  в  них  коррупциогенных  факторов  и   их   последующего
устранения.
     2. Коррупциогенными факторами являются  положения  нормативных
правовых    актов    (проектов    нормативных    правовых   актов),
устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие  пределы
усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из
общих  правил,  а  также  положения,   содержащие   неопределенные,
трудновыполнимые  и  (или) обременительные требования к гражданам и
организациям  и  тем  самым  создающие   условия   для   проявления
коррупции.
 
     Статья 2
 
     Основными принципами  организации антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов  нормативных  правовых  актов)
являются:
     1) обязательность  проведения   антикоррупционной   экспертизы
проектов нормативных правовых актов;
     2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими
нормативными правовыми актами;
     3) обоснованность,  объективность и проверяемость  результатов
антикоррупционной  экспертизы  нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);
     4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
     5) сотрудничество  федеральных  органов исполнительной власти,
иных государственных органов и организаций, органов государственной
власти    субъектов    Российской   Федерации,   органов   местного
самоуправления,  а  также  их  должностных  лиц  (далее  -  органы,
организации,   их  должностные  лица)  с  институтами  гражданского
общества при проведении  антикоррупционной  экспертизы  нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
 
     Статья 3
 
     1. Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов
(проектов нормативных правовых актов) проводится:
     1) прокуратурой   Российской  Федерации  -  в  соответствии  с
настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О  прокуратуре
Российской  Федерации",  в  установленном  Генеральной прокуратурой
Российской Федерации  порядке  и  согласно  методике,  определенной
Правительством Российской Федерации;
     2) федеральным   органом    исполнительной    власти в области
юстиции  -  в   соответствии  с  настоящим  Федеральным законом,  в
порядке и согласно       методике,   определенным    Правительством
Российской Федерации;
     3) органами,  организациями,  их  должностными  лицами   -   в
соответствии   с   настоящим   Федеральным   законом,   в  порядке,
установленном   нормативными   правовыми   актами   соответствующих
федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственных
органов и организаций,  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органов местного самоуправления,  и согласно
методике, определенной Правительством Российской Федерации.
     2. Прокуроры  в  ходе  осуществления своих полномочий проводят
антикоррупционную экспертизу нормативных  правовых  актов  органов,
организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
     1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
     2) государственной      и     муниципальной     собственности,
государственной и  муниципальной  службы,  бюджетного,  налогового,
таможенного,   лесного,  водного,  земельного,  градостроительного,
природоохранного     законодательства,      законодательства      о
лицензировании,    а    также    законодательства,    регулирующего
деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций,
создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
     3) социальных   гарантий   лицам,   замещающим    (замещавшим)
государственные     или    муниципальные    должности,    должности
государственной или муниципальной службы.
     3. Федеральный  орган  исполнительной власти в области юстиции
проводит антикоррупционную экспертизу:
     1) проектов  федеральных  законов,  проектов указов Президента
Российской  Федерации  и   проектов   постановлений   Правительства
Российской   Федерации,   разрабатываемых   федеральными   органами
исполнительной   власти,   иными   государственными   органами    и
организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
     2)  

проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями,

 - при проведении их правовой экспертизы;

(В редакции федеральных законов от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ; от 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)

     3) нормативных    правовых    актов    федеральных     органов
исполнительной власти,  иных государственных органов и организаций,
затрагивающих права,  свободы и обязанности человека и  гражданина,
устанавливающих    правовой    статус   организаций   или   имеющих
межведомственный   характер,   а   также   уставов    муниципальных
образований  и  муниципальных правовых актов о внесении изменений в
уставы  муниципальных  образований   -   при   их   государственной
регистрации;
     4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -
при мониторинге их применения 

и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

.

(В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     4. Органы,   организации,   их   должностные   лица   проводят
антикоррупционную  экспертизу  принятых  ими  нормативных  правовых
актов (проектов  нормативных  правовых  актов)  при  проведении  их
правовой экспертизы и мониторинге их применения.
     5. Органы,  организации,  их   должностные   лица   в   случае
обнаружения  в  нормативных  правовых  актах  (проектах нормативных
правовых  актов)  коррупциогенных   факторов,   принятие   мер   по
устранению  которых  не относится к их компетенции,  информируют об
этом органы прокуратуры.
     

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть дополнена - Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть дополнена - Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (Часть дополнена - Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     Статья 4
 
     1. Выявленные   в   нормативных   правовых   актах   (проектах
нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
     1) в требовании прокурора об изменении нормативного  правового
акта  или  в  обращении прокурора в суд в порядке,  предусмотренном
процессуальным законодательством Российской Федерации;
     2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной
экспертизы в случаях,  предусмотренных  частями  3  и  4  статьи  3
настоящего Федерального закона (далее - заключение).
     2. В требовании прокурора об изменении нормативного  правового
акта  и  в  заключении должны быть указаны выявленные в нормативном
правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные
факторы и предложены способы их устранения.
     3. Требование прокурора об  изменении  нормативного  правового
акта  подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом,
организацией или должностным лицом не позднее чем  в  десятидневный
срок  со  дня  поступления требования и учитывается в установленном
порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали
этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об
изменении   нормативного    правового    акта,    направленное    в
законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти
субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного
самоуправления,  подлежит  обязательному  рассмотрению на ближайшем
заседании соответствующего органа  и  учитывается  в  установленном
порядке  органом,  который  издал  этот  акт,  в соответствии с его
компетенцией.
     4. Требование  прокурора  об  изменении нормативного правового
акта может быть обжаловано в установленном порядке.
     

4-1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации. (Часть дополнена - Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     6.  Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении
коррупциогенных  факторов,  

разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

.

(В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     Статья 5
 
     1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации,
за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную
экспертизу   нормативных   правовых   актов  (проектов  нормативных
правовых  актов).  

Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     2. В заключении по результатам  независимой  антикоррупционной
экспертизы  должны  быть  указаны выявленные в нормативном правовом
акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные  факторы
и предложены способы их устранения.
     3. Заключение  по  результатам  независимой  антикоррупционной
экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному
рассмотрению органом,  организацией или должностным лицом,  которым
оно  направлено,  в  тридцатидневный срок со дня его получения.  По
результатам рассмотрения гражданину  или  организации,  проводившим
независимую   экспертизу,  направляется  мотивированный  ответ,  за
исключением случаев,  когда в заключении отсутствует предложение  о
способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
 
 
     Президент Российской Федерации                      Д.Медведев
 
     Москва, Кремль
     17 июля 2009 года
     N 172-ФЗ